Давайте начнём непосредственно с порта Гамбурга. Вы какие терминалы в порту считаете наиболее технологичными?
Смотрите, на самом деле порт Гамбурга – это всё-таки крупнейший многофункциональный порт Германии. Это действительно большой спектр терминалов, которые обрабатывают отдельные виды грузов (например, фрукты или грузы в контейнерах). Но, в том числе, есть и производства, которые принимают сырьё и отгружают на море готовую продукцию. Поэтому оценивать каждый терминал по принципу «вот этот – технологичный, а этот – устаревший», нельзя.
С другой стороны, в Гамбурге структура собственности порта несколько отличается от, допустим, ситуации в Российской Федерации. В Гамбурге весь порт, вся земля, принадлежит администрации порта Гамбурга в лице администрации, а по сути дела – самому городу как федеральной земле. Соответственно город назначил администрацию для того, чтобы эффективно управлять этим. То есть, как только какой-то терминал или какой-то участок порта используется неэффективно: не даёт денег со своей эксплуатации или не устраивает портовые власти и, естественно, сенат, и если ругаются жители, например, на свет или шум (как начиналось в те же 90-е), то издаются соответствующие указы о том, что нужно менять специфику работы того или иного терминала. Большинство терминальных операторов, которые приходят в порт Гамбурга, работает, безусловно, на долгосрочной основе – контракты на 30-40 лет. Но это не значит, что оператор поставил сегодня одно оборудование и оно 40 лет у него работает. Нет, идёт постоянная модернизация. Поэтому если мы вернёмся только к контейнерам, то у нас есть 4 основных крупнейших терминала, которые занимаются их обработкой. Один принадлежит компании «Еврогейт» и 3 принадлежат компании HHLA. Они постоянно модернизируются. За последнее время, с 1968 года, как мы начали обрабатывать контейнеры, у нас изменилось всё. С одной стороны, ежегодно улучшаются технологии, с другой — у нас существенно увеличиваются размеры судов, которые принимают портовые терминалы. Это, безусловно, требует, в том числе, и технического переоснащения, перевооружения – и это происходит. Сегодня программы развития этих терминалов уже разработаны до 2030-2040 гг. Они уже сейчас рассматривают, что будет надёжно с точки зрения технической модернизации и с точки зрения цифровизации, использования новых технологий. Это идёт постоянно.
Самым технологичным терминалом можно назвать контейнерный терминал компании HHLA «Альтенвердер».
Это тот самый климатически нейтральный терминал, да?
Да. На данный момент он единственный в мире, получивший и подтвердивший сертификат. Дословно это называется «климатический нейтралитет». Это означает, что в работе терминала снижены до нуля выбросы углеводородов. То есть, все перегружатели крановые, все RTG, которые работают на территории, все automated guided vehicles – платформы, двигаются самостоятельно по территории терминала. Фактически это автоматизированный терминал. Они все работают на электричестве.
Опять же, с момента его внедрения – началось его строительство в 2010, в 2015 году его ввели – он был самым модернизированным. Таких автоматизированных терминалов не было. Но он уже с тех пор изменил собственную территорию и увеличил возможность обработки в разы по сравнению с тем, что было изначально заложено. Если раньше они работали на дизеле, то теперь они все работают на литий-ионных батареях. Это последнее поколение батарей, которые считаются CO2–нейтральными, они очень быстро заряжаются. Если раньше самостоятельно тележки двигались на заправочную станцию, заправлялись и выезжали обратно на работу, то после внедрения батареи им приходилось около 6 - 8 часов тратить на зарядку. Сейчас они заряжаются по 2 - 3 часа, достаточно быстро, поэтому терминал можно назвать самым технологически продвинутым.
Но я повторюсь, что у всех терминалов есть программы развития. И сейчас самый крупный терминал «Бурхардкай» (принадлежит компании HHLA) проходит стадию модернизации. А особенность порта в том, что, так как мы находимся в центре города, порту приходится развиваться, по сути, на имеющейся территории. То есть, если удаётся что-то намыть в одном месте, то приходится выкапывать где-то в другом.