Дискуссии о том, что беспилотные автономные суда станут неизбежным будущим морской индустрии уже перерастают во вполне конкретные проекты
Фото: Thais Morais.
Информационные технологии активно внедряются в повседневную жизнь. Мы уже не удивляемся частым разговорам о переходе наземного транспорта на автономное управление: многие компании - как зарубежные, так и российские, активно тестируют беспилотные автомобили. Однако, эта тенденция не обошла вниманием и морской транспорт.
Дискуссии о том, что беспилотные автономные суда станут неизбежным будущим морской индустрии уже перерастают во вполне конкретные проекты судостроителей, производителей морского оборудования и потенциальных поставщиков сопутствующих услуг, направленных на развитие сферы автоматизированного судоходства. Безусловно, всё это поможет создать совершенно новую отрасль рынка. Однако пока многое остаётся лишь на уровне идей.
Но уже сейчас понятно, что слияние информационных технологий и робототехники с морской индустрией приведёт к серьёзным изменениям в отрасли.
Первые намёки перехода традиционного судоходства на автономное появились довольно давно. Однако фактическая работа над реализацией началась относительно недавно. В конце 2019 года между Минпромторгом и компанией «Кронштадт Технологии» был заключен контракт на разработку универсальной платформы для безэкипажного управления судами, стоимостью более 300 млн. рублей. Согласно условиям контракта, эксперимент с внедрением автономного управления на морских судах будет продолжаться вплоть до конца 2025 года. Основная цель проекта заключается в том, чтобы уже в 2021 году любая судоходная компания могла оснастить свои суда российской системой автономного управления. После утверждения такая система официально может быть использована в коммерческой деятельности.
Но есть нюансы...
Основными проблемами для реализации проектов в области автономного судоходства на текущий момент являются риски, связанные с «серыми зонами» – возможными нюансами, которые могут всплыть только в процессе реальной массовой эксплуатации автономного морского транспорта, а также пробелы в законодательстве многих стран. Не менее важной преградой для активного перехода на автономное судоходство является и экономический фактор: стоимость автономного судна безусловно будет выше. По крайней мере, в ближайшие годы. Небольшой компенсацией могло бы стать снижение расходов на экипаж, но это преимущество нивелируется необходимостью создания береговых систем мониторинга, постоянного технического обслуживания, модернизации и обновления по мере вскрытия новых нюансов в процессе эксплуатации.
Не менее серьёзным риском является и то обстоятельство, что любое автономное судно теоретически может стать объектом для хакерских атак. Поэтому затраты на информационную безопасность составляют немалую часть в разработке подобных проектов.
Тем не менее, многие страны уже приступили к активной работе в этом направлении.
Так, в мае 2020 года китайская верфь Qingdao Shipyard сделала заявление о начале строительства первого в Китае автономного фидерного контейнеровоза. Его вместимость составит 300 TEU, дедвейт – 5000 тонн, максимальная скорость – 12 узлов. Планируемая дата начала эксплуатации судна – июнь 2021 года.
Несмотря на все сложности, скорее всего, отрасль с каждым годом будет всё более уверенно двигаться к автономному судоходству и уже на горизонте ближайших 15 лет беспилотные суда вполне могут стать обыденностью. Как и любые технологии, которые ещё относительно недавно казались немыслимыми, а сегодня являются частью повседневной жизни.